Доступная среда


«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее  — дети с  ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей ПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Инвалид —  лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Наличие детей с ОВЗ и организация деятельности

В образовательной организации воспитываются 91 ребенок с ОВЗ (нарушения речи), которые посещают группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи согласно возрасту (со средней группы), одна из которых — по устранению заикания у детей, и 25 воспитанников получают логопедическую помощь на логопункте. ДОУ посещают 4 детей-инвалидов: 1 ребенок с нарушением слуха, 2 — с ринолалией, 1 — по общему заболеванию.

Группы и кабинеты коррекционной работы оснащены необходимым оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы.

Коррекционно-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают учителя-логопеды, педагог-психолог, воспитатели групп и специалисты, через фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы. Три педагогических работника, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсы повышения квалификации по программе «Теоретические и практические вопросы оказания помощи детям с ограниченными возможносттями здоровья и инвалидностью раннего и дошкольного возраста» в объеме 144 часов.

Условия обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ОВЗ разработана Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) составлена на основе «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (Автор Н.В. Нищева), а также с учетом парциальных программ: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей. с фонетико-фонематическим недоразвитием», Л.З. Арутюнян «Устойчивой нормализации речи заикающихся»,З.Е. Агранович. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников», Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду».

Адаптированная программа разработана с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Основные направления программы:

·         создание условий развития ребенка с ОВЗ, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

·         создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В программе также учитываются:

·         индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

·         возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.  

  • Целенаправленность развития способности данной категории воспитанников на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.

  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством кружков и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая социальную практику.  

  • Вовлечение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество.

В детском саду функционирует ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум).

Помещения для организации образовательного процесса для  воспитанников с ОВЗ

В МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» имеются помещения, которые используются и могут использоваться для работы с детьми – инвалидами и лицами с ОВЗ: кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкальный и физкультурный залы, студия изобразительного творчества. Все помещения, предназначенные для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ, оснащены различными дидактическими пособиями, которые могут быть использованы в ходе коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Согласно приказа Министерства образования от 9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание ДОУ детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Приказом по учреждению определены ответственные должностные лица за организацию работы по обеспечению условий доступности, систематически организовывается инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также сотрудниками, задействованными по вопросам, связанным с обеспечением доступности.

По результатам комиссионного обследования оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в ДОУ заявленным законодательством РФ требованиям.

Разработан план действий по обеспечению доступности в форме Дорожной карты. По состоянию на 1 сентября 2017 года выполнен следующий перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступно:

  •  содействие ребенку-инвалиду при входе в ДОУ и выходе из него,
  • информирование о доступных маршрутах общественного транспорта,
  • адаптация официального сайта ДОУ для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих),
  • наличие  плоских информационных знаков.

Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ.

Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на общих условиях.

Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимымоборудованием, которое соответствуетсанитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.

В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующие мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
  • составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей.
  • В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. В детском саду проводятся:

  • утренняя гимнастика,
  • подвижные и малоподвижные игры,
  • корригирующая гимнастика после сна,
  • гигиенические процедуры.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Во время образовательной деятельности происходит смена видов деятельности; используется разнообразный и вариативный дидактический материал, который безопасен для детей, используются здоровьесберегающие технологии, такие, как различные виды гимнастик (утренняя, дыхательная, артикуляционная, корригирующая, психогимнастика, для глаз), кинезиологические упражнения, игры и прогулке на свежем воздухе, закаливание.

С 2012 года наш детский сад участвует в реализации долгосрочной инновационной межведомственной целевой программы «Здоровый ребенок», четырежды становился обладателем денежного гранта в рамках конкурса. В 2012 году получен Грант на приобретение специального покрытия для физкультурного зала «Резипол», которое обладает амортизирующими, противоскользящими, антибликовыми свойствами, а также на приобретение спортивного оборудования: полосы препятствий из мягких модулей. В 2014 году наш проект «Коррекционная работа с детьми с нарушениями речи основа психического здоровья детей и их успешная социализация» был отмечен жюри конкурса, и мы смогли приобрести оборудование для кабинетов учителей-логопедов.

В 2016 году мы также участвовали в грантовом конкурсе по программе «Здоровый ребенок» с проектом «Песочная терапия как метод преодоления нарушений мелкой моторики рук и тонких движений кистей и пальцев у детей с ТНР». Были приобретены оборудование и материалы для занятий с песком. В прошедшем 2016-17 учебном году в детском саду велась работа с детьми с ОВЗ, по развитию мелкой моторики рук с использованием пескотерапии.

В 2017 году работа над развитием мелкой моторики рук продолжается и будет расширяться в сторону использования аква-анимации.

Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ «Детский сад № 10 комбинированного вида» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор). 
Имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей с нарушениями речи: компьютерные логопедические тренажеры «Дэльфа», компьютерные развивающие речевые игры из серии «Игры для Тигры», «Логопедические распевки», «Игротренинг» и другие, которые имеют широкий спектр возможностей в коррекции речевых нарушений, позволяют корректировать такие дефекты, как заикание, логоневрозы, дисграфия и дислексия, ринолалия, расстройства фонации, нарушение темпа речи и многие другие.

Нормативно –правовая база по обеспечению условий доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).

  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ

  • Конвенция «О правах инвалидов»

  • Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).

  • Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

  • Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).

  • Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).

  • Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».

  • Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее  — дети с  ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации.